Т.Ю. Салуха (г.Днепропетровск).

Вариант методики проведения апрельского эксперимента

Что касается общефилософских подходов к соционике и готовящейся акции, мне кажется, что необходимо сформировать минимальный перечень принципов, которыми будут руководствоваться участники и организаторы. К ним можно отнести: социон всё-таки делится на 16 типов, которые , в принципе, выяснимы; признаются по крайней мере 4 основные шкалы и модель "А". Принятие данных принципов считать обязательным и подтверждающим устремление человека способствовать развитию соционики.

Предлагаю в процессе проведения конференции учесть следующие пожелания (по пунктам, см. статью В.Л.Павлова):

  1. Как подбирать типируемых. Типируемые не должны быть знакомы с соционикой (в конце концов, большинство людей вокруг нас - нормальные и не следует усложнять себе жизнь, приглашая "актёров"). Желательно, чтобы типируемый не знал лично ни кого из типировщиков (хотя бы потому что в противном случае участники окажутся в неравных условиях).
  2. Как типировать. Типировать одного человека можно только один раз (это гуманно). Типирование должно проводиться группой из 5-6 человек, знающих друг друга примерно на одинаковом уровне (во избежание "кланов"), в отдельном помещении. На типирование отводить по одному часу. Перед этим давать минут по пять на согласование регламента: как распределить этот час между индивидуальным, коллективным типированием и нахождением консенсуса. Каждый типировщик имеет право вести или не вести записи, однако если он их ведёт - обязан сдать. Можно попросить (обязать) писать первое впечатление, чтобы оценить объём типирования "с первого взгляда". Необходимо поставить наблюдателя от оргкомитета. Участники сами решают, приходить ли им к консенсусу. Если на конференции предполагается наличие зала с трибуной, каждое типирование должно освещаться с этой трибуны. Выступать должны самый ярый или убедительный, по мнению наблюдателя, сторонник рабочей (или итоговой) версии и её самый активный противник. Выступление должно длиться 5-10 минут. Содержание - демографические данные "жертвы", наиболее яркие (типные) вопросы и ответы, предмет разногласия, аргумент, ставший решающим. Это будут своеобразные "сводки с фронтов". Наблюдатель:
  3. А типировщики - кто? По-моему, общее количество типировщиков-экспертов не должно превышать 30. Такая цифра, с одной стороны, позволяет всем приехавшим делегациям выставить своих представителей, с другой, - позволит избежать хаоса. Участников выбирать как бы "по партийным спискам". Каждая делегация привозит список из 5-10 фамилий. Распределение мест внутри списка - не наше дело. Затем собираются все заявки и проводится отсечение. Квота каждой делегации рассчитывается из следующих параметров(взвешенных): время организованного существования соционики на родине приехавших, количество постоянных членов (работников, посетителей) клуба, количественный состав делегации. Все предложенные параметры являются спорными, поэтому рейтинг должен давать каждой делегации перевес не более 1-2 человек и обеспечивать представительство каждой делегации. Вначале каждого дня проводится жеребьёвка: кто, когда и с кем типирует. После каждых двух "сеансов одновременного типирования" - выступления участников и наблюдателей. Всего за день можно провести около 3 таких блоков. На каждого типировщика заводится личная карта. Содержание: когда, кого, первое впечатлние, рабочая версия, результат типирования, поведение (отметки наблюдателя).
  4. Методика. Методика - дело типировщика. Скорее всего, каждый из этих 30 экспертов получит возможность выступить, так что в любом случае, его методика станет известной.
  5. "Для прокурора". Фиксировать:
  6. Что бы я попытался узнать. Я бы попытался узнать: каков процент типирований, завершившихся согласием; каков процент правильных (одинаковых) версий в успешных типированиях; показатели каждого типировщика (школы), а именно: процент совпадения рабочих версий с коллективными, количество "несогласованных" типирований и т.д.; количество верных типирований "с первого взгляда" и зависимость между первым впечатлением и рабочей версией; общая структура методического аппарата и т.д. В любом случае, каждое типирование и каждый участник должны быть соответствующим образом отражены документально.
  7. Критерии успешности. Ранее было предложено - 5-6 участников за каждым столом. Критерий сходимости предлагаю а) для успешных типирований - в среднем 4 человека предложили одинаковую (итоговую) версию; б) для "несговорчивых" - в среднем 3 человека предложили одинаковую версию. Среднее высчитывать так: складывать количество одинаковых версий по всем типированиям данного вида (успешных или нет), а затем делить на суммарное количество участников турниров данного вида.
  8. Правильность. А и не надо правильности! Просто есть система показателей - процент успешных типирований и т.д. Но в принципе, правильными можно считать версии, к которым пришли в ходе результативного типирования. Мнение большинства в остальных турнирах - называть вероятной версией и также использовать при обработке. Кстати, можно фиксировать как первое впечатление, так и запоздалую реакцию (на случай, если у кого-то появится мысль "Да! А всё-таки мы сегодня типировали Дюму!" После типирования каждому выдавать карточку с датой, временем типирования, фамилией типируемого и росписью наблюдателя. Участник имеет право до конца рабочего дня написать (или не написать) свою фамилию и указать (или не указать) свои мысли по этому поводу. Такие карточки также должны обрабатываться и учитываться.
  9. Наблюдатели. Можно приглашать наблюдателями психологов, менеджеров по кадрам, бизнесменов, прессу. Желательно, чтобы они были организованными (знали, что хотят от них, и что могут получить они). Им необходимо предоставить доступ в любую точку конференции в любое время.

(c) 1998г. Т.Ю. Салуха. Статья опубликована в номере 12 (15) 1998 газеты "Соционические чтения".

Данная статья написана в рамках проекта по подготовке конференции "Соционика и социальные технологии в XXI веке", которая прошла в апреле 1999 г. в Днепропетровске.


{ газета "Соционические чтения" }
{ БЕСПЛАТНО }
{ новости газетного сайта }
{ 1997 год }
{ 1998 год }
{ 1999 год }
{ 2000 год }
{ все года }
{ введение в соционику }
{ эксперимент СРТ-99 }
{ соционика.zip }
{ Днепропетровский клуб соционики и социальных технологий }
Пишите: Украина, 320000, г.Днепропетровск, ул.К.Либкнехта, д.5-7, кв.26, Пецольду С.Э. E-mail: Pavlov@isd.dp.ua , Gugel@mail.ru . Звоните: 8-(0562)-457-428, 8-(0562)-412-600.
НАШИ ЗЕРКАЛА:
СТРАНА
АДРЕС
УКРАИНА
http://www.socio.dp.ua/socio/np/index.html
РОССИЯ
http://ru.laser.ru/socion/dn/index.html
http://vlp.chat.ru/index.html
США
http://www.geocities.com/CollegePark/Library/4753/index.html